Древнерусское лицевое шитьё
27 Апр 2013
Сегодня мы говорим об особом виде поистине декоративно-прикладного искусства, которые распространено было в столетия существования Древней Руси. Вспомните многочисленные изображения князей и знати из учебников истории. Сюжетные изображения такой эпохи, художественно выполненные и насыщенные образностью фрески и иконы, включающие немало литургических и вкладных надписей…
Разве здесь мало творческого и неповторимого? Но, согласитесь, выдать такое – крайне непростое дело. Особенно если учитывать, что лицевое шитье обладает такими особенностями, как бóльшая, чем у иных видов изобразительного искусства, серьезная зависимость от функционального назначения, технологии и материала предмета. Наиболее основательные собрания произведений так называемого лицевого шитья встречаются в Музеях Кремля (Москва), в Историческом музее (Москва), в Русском музее (Петербург), в Новгородском и Сергиево-Посадском музеях.
Оформилось древнерусское лицевое шитье под абсолютным воздействием византийской культуры и на Руси достигло особенного расцвета. Чаще всего произведения такого шитья включают изображения сцен их жития, святых, библейских или евангельских сюжетов. Здесь для нас важны каймы с орнаментом или подобными изображениями, с шитыми вкладными и литургическими надписями.
Перед нами в основном предметы церковного обихода: покровцы (судáри —небольшие платы) на потир и дискос, «воздýхи» (плащаницы, «большие воздýхи» — большого размера платы с вышитыми или рисованными изображениями «Оплакивания», «Положения во гроб» или «Снятия со креста»), хоругви, шитые иконы, покровы на жертвенники и престолы, одежды , а также элементарно облачения духовенства. Подобные вещи выполнены из самых дорогих тканей серебряными, золотными и шелковыми нитями.
Лично́е (лица) вышивали обычно песочного цвета разных оттенков тонким шелком, одежду и прочее — серебряными шелком или нитями золотными, причем разными швами. Порой подкладывали под золотную нить хлопчатобумажную или льняную (толстую) ткань для рельефности. Произведение нередко украшалось камнями (драгоценными), обнизывалось жемчугом. Под шитье, по шелковой ткани исполненное, для прочности клали холст (окрашенный), а после подкладку пришивали.
Шитые отличалось сложность всего процесса. Зачастую работало несколько сразу художников: иконописцы и иконники («знаменщики»), словописцы и травщики, «знаменившие», то есть рисовавшие «под шитье» «травы» (узоры), надписи («слова») и изображения. На бумаге «знаменовали» образец, а на ткань переводили с бумаги. Иногда рисовали сразу на ткани, а на бумагу затем знаменовали.